Я стремлюсь проявлять себя во многих креативных направлениях: кино, поэзия, проза, реклама.

22.05.2015

Размышлизмы: Почему тупеет современный зритель?

Всем привет.
Ни для кого не секрет, что я просто болею кино - у меня настоящая зависимость. Я постоянно смотрю очень много фильмов. И несколько дней назад я прочитал заметку, которая меня натолкнула написать эту статью. Захотелось сформулировать и напечатать то, что уже давно лежало где-то в подсознании, но никак не могло обрести форму.

Почему тупеет современный зритель? Знаю, нельзя писать статьи, заглавие которых искусственно ограничивает подаваемую тему. Но именно об этом я хочу сегодня с вами поговорить, уважаемые читатели. Конкретно о причине деградации. В мире из года в год увеличивается количество выпускаемых фильмов, годовые обороты киноиндустрии одних только штатов могли бы спокойно кормить целые страны, не говоря уж о городах. Но несмотря на всё это зритель медленно, но верно спускается по лестнице всё ниже и ниже. Всё началось с появления кино для массового зрителя - кино, которое гребёт всех под одну гребёнку. А поскольку одна из главных потребностей человека - потребность в смехе и удовольствии, на один серьёзный фильм сейчас приходится с десяток комедий и блокбастеров. Причём, их качество растёт. Блокбастеры становятся всё масштабнее и эпичнее, комедии становятся всё смешнее. Словом, всё становится лучше, а зритель продолжает деградировать. И главная вина в этом находится отнюдь не в засилье дорогого развлекательного кино (хлеба и зрелища всегда нужны были людям - с этим никто не спорит), а в способах их подачи. Американские режиссёры (или режиссёры других стран, копирующие в своих блокбастерах амер.манеру съёмки) в первую очередь думают о кассе. Значит, нужно сделать так, чтобы происходящее на экране было максимально доступно для всех. Авторы ничего не оставляют зрителям "на додумать". Они рассказывают историю так, чтобы трактовать её можно было однозначно. Без всяких отступлений влево-вправо. Способов это сделать - миллион и маленькая тележка. Если автору нужно, чтобы зритель обратил на что-то внимание, он снимет это "что-то" крупным планом, он при монтаже пустит видеоряд помедленнее, чтобы зритель точно всё рассмотрел и понял. В современной киноиндустрии камера очень редко является бесстрастным проводником зрителя в мир фильма. Авторы используют все возможные способы (включая спецэффекты), чтобы обратить внимание зрителя на то, что нужно. И зритель обращает.
Многие режиссёры совершенно забывают о том, что фильм должен строиться по схеме"плюс-минус-плюс-минус-плюс-минус". "Плюсы" - это моменты, сцены, мизансцены, которые зрителю сразу ясны. А вот "минусы" должны заставить зрителя включится в фильм, подумать, напрячь мозг, попытаться понять, почему ракурс камеры был выбран именно так, почему актёра в этой сцене вообще не показали и т.д. Так вот большинство фильмов, которые сейчас идут в широком прокате, строятся по схеме "плюс-плюс-плюс-плюс". Никаких "минусов", всё разжевали, в рот положили, осталось только проглотить. И зритель глотает всё это вместе с поп-корном и колой. Часто во время киносеанса можно заметить людей, которые одним глазом кино смотрят, а другим в телефоне возятся. И не потому что "Цезарей" развелось, а потому что кино из сплошных "плюсов" состоит. Можно вполуха смотреть фильм и всё равно всё понять. Есть, конечно, исключения, когда автор (например, Дэвид Линч) перебарщивает с "минусами", и голову поломать приходится, но это очень большая редкость.
Конечно, регулярно разные города и страны проводят фестивали авторского и/или независимого кино. И в большинстве случаев фильмы, демонстрируемые там, на порядок выше того, что крутится в кинотеатрах. Но дело в том, что большинство зрителей уже сильно отупело и не хочет идти на фильмы, над которыми нужно думать. Я стараюсь посещать как развлекательные фильмы, так и серьёзное кино. И, к сожалению, на фестивальных картинах залы полу-пустые. В то время, как на блокбастеры народ собирается за час-два до сеанса.
Не знаю, заставит ли кого-то моя заметка задуматься хоть ненамного и попытаться понять, что есть кино вне Голливуда. Для начала могу предложить вам три фильма. В них особенно остро чувствуется отвержение американской манеры съёмки кино, хотя они и сняты сравнительно недавно: "Ветер, что качает вереск" из Ирландии, "Форс-мажор" из Швеции, "Трудно быть богом" из России.

У меня на сегодня всё. Смотрите хорошее кино.
До связи.

2 комментария:

  1. Ничего не тупеем. "Пить можно, надо помнить только: где, с кем, когда и сколько". Фантастические сериалы - под них хорошо шить брючки. Любовные сериалы - под них хорошо вязать (тепло, закручено). Юморные сериалы - приготовление пищи. Триллеры - мобилизуют, для выполнения точной работы. Премьеры - смотреть в компании, чтобы обмениваться репликами. Иногда бросаешь всё, т. к. наказывают главного злодея. Такое чувство справедливости - наконец-то попался! Если чувствуешь, что тупеешь, надо продумать чем заняться. Во время просмотра начинаешь говорить с главными героями. И если они невпопад отвечают - верный признак их тупости, а не твоей.

    ОтветитьУдалить
  2. Александр Дубинин31 мая 2015 г. в 13:09

    Иосиф Бродский ставил знак равенства между хорошим читателем поэзии и поэтом. Думающие режиссёры также редки ,как и таковые зрители. Так было всегда. "Публика — дура, ей балаган нужен" говорит герой чеховской"Душечки"!

    ОтветитьУдалить